15-16 октября 2012 года депутаты фракции
КПРФ Ивановской городской Думы провели встречи
с коллективами муниципальных
детских садов города Иванова.
Цель встречи - выявить реальные проблемы финансирования
детских садов, была достигнута лишь отчасти. Причиной тому, во многом, явилась
слабая активность на встречах сотрудников детских садов, очевидно испытывавших
скованность, нерешительность и осторожность. Беседы прошли, в основном, только
в форме диалога между руководителем учреждения и депутатами. Работники садов
выступали более, в качестве простых слушателей, изредка кивавших головой. Лишь при обсуждении
вопросов об уровне их заработной платы некоторые из сотрудников, в основном
пожилого возраста, не выдерживали режим умалчивания и решались высказать свою
боль, вызванную низким уровнем зарплат.
Жми "Дальше"
Так как мы посетили два учреждения -
образцовый сад, и сад, очевидно, не лучший, то было с чем
сравнить. То, что в образцовом д/саду к материальному оснащению вопросов не было – не удивительно. Хотя на
прямые вопросы о доле участия родителей в улучшении материального оснащения, об
оснащении учреждений за счет средств бюджета, ответы были получены совершенно
неконкретные и обтекаемые. Официально можно было бы доложить, что проблем с материальным обеспечением
работники детских садов не видят. Удивительно то, что и в очевидно не
обустроенном детском саду сотрудники
заняли практически такую же позицию как и в садике идеально оснащенном.
Встречи
еще раз подтвердили, что народ запуган властью. Люди боятся сказать
вслух о своих реальных трудностях и проблемах в присутствии СМИ и вышестоящих
руководителей Администрации города, даже самые обездоленные – работники детских
садов с зарплатой от 4-х тысяч рублей в месяц и работающие, порой, по две смены
в сутки.
Позиция
Администрации
Особо удивила позиция
представителей руководства городского
образования. Сложилась уверенность, что последние, хоть и помогли организовать
встречи, но при этом сделали многое, чтобы конструктивного и открытого
разговора не состоялось.
Во-первых, нас вообще отговаривали от
встреч. Встречи, как по сценарию,
руководители начинали с «атак» на коммунистов. Причем атак нелепых, что
убеждало нас в их неискренности и искусственности. Так, первым же вопросом
встречи руководитель учреждения
обозначил, видимо, самую главную проблему детского сада. А именно, депутаты-коммунисты не посылают им открытки на день дошкольного работника, не
приходят к ним на субботники, не копают и не выполняют тяжелые физические
работы по саду. Видимо именно так понимают в детских садах главную роль
депутатов, и ту задачу, которая ставится перед ними избирателями.
Во-вторых, вопросы депутатов о
заработных платах и несправедливости указанного положения побудили
представителя администрации обвинить нас чуть ли не в
провоцировании социального бунта, могущего иметь последствия – потерю кадров в
детских садах! После указанных обвинений представитель администрации демонстративно
покинула одну из встреч.
Одним словом о проблемах, во многом, мы должны были додуматься сами. Тем более, что
это не составило труда.
На
должном ли уровне финансирование детских садов?
Ответ, конечно, очевиден. На мебель,
ковровые покрытия, занавески, игрушки, книжки и прочее, деньги бюджет, видимо не выделяет вообще. Все
это, как и косметический ремонт, в
основном ложится на плечи родителей. Эта
ноша становиться легче, когда какой-либо из депутатов решит направить на
указанные цели закрепленные за ним депутатские (хоть и бюджетные) средства на
наказы. Не дал средств депутат – провал! И родителям «добровольно
скидываются» на эти нужды уже в большем размере.
Что же с повышением зарплат? При сохранении нынешней зарплаты работники
детских садов считают, что скоро там работать будет некому, и повышения зарплат
ждут как «манны небесной». Пенсионеры уйдут, а молодые не приходят. Зарплата в основном уходит на коммунальные
услуги. Сейчас еще приходят работать
родители с тем, чтобы устроить ребенка в сад без очереди (как его работнику).
Что
делать?
Материальное
оснащение.
Первый детский сад (который даже посещал
зам. министра, если я не ослышался) оснащен и отремонтирован шикарно! Второй
– еле- еле, а точнее плохо! Почему? Ведь сады схожей судьбы и возраста. Так как
ответ нам не дали - ответ приходится искать самому из увиденного и услышанного.
Прежде всего, финансируется то, без чего
сад просто не смог бы функционировать. Бюджетных средств дай бог хватает на
частичный капитальный ремонт и устранение предписаний надзорных органов. И то,
не всегда и не сразу.
Ввиду того, что средств на остальное практически не остается, необходимо
построить отлаженную систему, при которой эти «остатки» финансировались бы по нормативам (от числа
детей, площади) в равной степени, а не произвольно. Тогда показательных садов не было бы, а все
дети находились бы в равных условиях.
Как видно сегодня этого нет. А
значит, в городе есть сады «любимчики» (депутатов и администрации) так сказать
образцово-показательные, а есть остальные. И если сад не показательный – значит
с финансированием проблемы. Эту
социальную несправедливость необходимо устранить. И, конечно, увеличивать
долю расходов на указанные цели бюджета.
Зарплаты.
Сотрудники администрации на встречах настаивали,
что уже со следующего (13-го) года оплата труда в садах повысится до уровня
средней по школам! Если так, то можно
успокоиться. Но не очередной ли это ход, чтобы просто успокоить недовольных? В
связи с чем, мной направлен запрос А.Кузьмичеву с просьбой подтвердить, или
опровергнуть данное обещание. Ведь если это так, - то вопрос, во многом решен,
ибо зарплата в школах существенно выше, чем в садах. А если нет – то обман, создающий виртуальную
реальность.
Винить Администрацию города в недостаточном материальном оснащении дошкольных учреждений,
вряд ли справедливо. Ведь по предложению Администрации более 40% бюджета города уходит на образование, в
том числе и дошкольное. В указанных условиях управлению образования требовать
более - просто неловко, ибо есть и иные нужды города.
Однако, считаю, нужно четко осознавать,
и депутатам и жителям города, что работники детских садов не должны являться
заложниками города и скудности его бюджета. Есть труд и должна быть его
достойная оплата. Сегодня же город
финансирует свое благоустройство, уборку улиц, праздники, благоустройство
территорий вокруг вновь возводимых и сносимых памятников, программу продвижения
участия в конкурсе «Молодежная столица Европы», переименование улиц и площадей
и прочие сомнительные расходы за счет недоплаченного труда работников
детских садов. Одни словом мы – жители
города наводим в городе «красоту», строим дворцы спорта, производим иные
улучшения, асфальтируем и засыпаем лужи за счет невыплаченных зарплат
работников детских садов.
Это справедливо? И согласился бы
кто-либо за счет своей зарплаты финансировать хоть и нужные, но не личные, а
общегородские нужды?! Вряд ли здесь сработала бы «гражданская сознательность»?
Так что при принятии бюджета города
необходимо исходить из того, что сначала
надо погасить долг перед теми городскими бюджетниками, которые
получают менее таких же
бюджетников – чиновников
администрации, а уж затем
делить бюджет. Даже при банкротстве предприятия заработная плата
погашается в первую очередь! Вот тогда
бюджет будет не виртуальным, а реальным и, главное - справедливым.
И
это означает, что увеличение
финансирования детских садов под силу решить только депутатам, которые (и
только они) в состоянии изменить структуру расходов бюджета в сторону увеличения его доли на
дошкольное образования за счет уменьшения финансирования менее актуальных
городских запросов. А что может быть актуальнее, чем социальная
справедливость при выплате зарплат?
Депутат фракции КПРФ
Ивановской городской Думы
Н. Плотников