(Размышления депутата Николая
Плотникова по итогам проверки психбольницы «Богородское»)
Проблема низкого уровня заработных плат в бюджетной
сфере, и, в частности, в здравоохранении, настолько обнажила социальную безответственность
государства, что Президент России вынужден был принять ряд решений (Указ №597) о
поэтапном повышении заработных плат в указанной сфере. Повышение зарплат пошло
по «дорожной карте».
Жми "Дальше"
Однако,
недовольство работников здравоохранения заработными платами не только
сохранилось, но и продолжает расти. Выяснить причину указанных тенденций для
меня помогло участие в проверке, проводимой в Ивановской областной
психиатрической больнице «Богородское».
Так, в начале
марта 2014 года ко мне обратились представители младшего медицинского персонала
указанной больницы с жалобами на низкие заработные платы, на не
укомплектованность штата больницы и по другим вопросам. Мной был направлен
соответствующий запрос в областной Департамент здравоохранения. Руководство
Департамента назначило служебную проверку, включив меня, как депутата, в состав
указанной комиссии.
Сразу
оговорюсь, что в начале проверки руководство больницы признало некоторые факты
нарушений с начислением и задержкой выплаты зарплат. Было сообщено, что главный
бухгалтер и экономист больницы были уволены, а в больнице идет проверка ОБЭП, в
том числе связанная с уничтожением (после увольнений указанных лиц)
бухгалтерской документации.
Однако в целом,
в ходе проверки выяснилось, что заявители жалоб и правы, и неправы
одновременно. Как такое может быть?
Возьмем,
например, уровень заработной платы. Согласно официальным данным средняя
заработная плата младшего медицинского персонала 11296 рублей (по требованиям
«дорожной карты» должно быть 12000 рублей).
У среднего медперсонала 16981 (д.к. -
16386) рублей. Средняя зарплата врачей 30787 (д.к. 26931) рублей. Т.е. налицо перевыполнение задания по
повышению заработной платы и достаточно достойный ее уровень. Значит - жалобы
необоснованны! И чем же тогда недоволен медперсонал?
Однако все не
так просто. Вопрос в том, что официальные
зарплаты медработников завышаются в 1,5- 2 раза по сравнению с их реальными
зарплатами.
Так, официальная
средняя заработная плата включает в себя не только стимулирующие выплаты (в
связи с их применением зарплаты конкретных работников могут отличаться на 20 и
более процентов), но и (и это главное) оплату за совмещение должностей. Т.е. если работники будут работать только по
одной должности, они реально будут
получать почти в два раза меньше. И в этом случае заявители жалоб правы.
Средняя зарплата, к примеру, младшего медперсонала при работе на одну ставку
действительно будет составлять не более 5-6 тысяч рублей, а не 11200. Ибо
должностной оклад может составлять 2-3 тысячи рублей, т.е. меньше чем
прожиточный минимум.
Аналогично
обстоят дела и с не укомплектованностью штатами (кадровым дефицитом). По
официальным данным, в среднем, укомплектованность штатов за год выросла с 65 % до 80%. По младшему персоналу составляет от 60
до 70 процентов. Но есть уверенность, что штаты на все 100% укомплектованы не
будут. Сами же медработники, в нынешних условиях оплаты труда, в этом не
заинтересованы. Так, если штат
укомплектовать полностью, то станет
невозможным совмещение должностей. Ибо
свободных должностей не будет. Но, не
занятые рабочие места сегодня для медицинских работников являются спасением.
Они становятся единственным
источником получения приемлемых зарплат
за счет совмещения должностей.
Таким образом,
полная укомплектованность штатов приведет к реальному падению, как средних
заработных плат, так и конкретных зарплат сотрудников вдвое. Т.е. до тех же 5-6
тысяч. И, соответственно, Указ
Президента исполнен не будет.
И именно здесь
стоит искать ответ на главный вопрос, который задают бюджетники (врачи,
воспитатели и учителя). Почему повышение
средней заработной платы идет не по пути повышения базовых ставок (оклада) а за
счет стимулирующих выплат? Ответ, очевидно, заключается в том, что если
повышать базовую ставку заработной платы, то госслужащие не будут заинтересованы
в совмещении должностей. Ибо, тогда «база»
обеспечит им достойное существование. Но это неизбежно потребует дополнительные
бюджетные затраты на реальное повышение базовых ставок, которые раньше
совмещались. Сегодня же эти дополнительные бюджетные затраты не требуются. Ибо
две мизерные ставки («базы»), которые вынужден, совмещая, получать работник,
дают, в итоге, достойную заработную плату. В последнем случае, дополнительные
бюджетные траты не потребуются.
Представьте
какие «кошмарные» для власти варианты
вырисовываются при реальном повышении базовой ставки зарплат медработников.
Первый. Все нынешние медработники (учителя,
воспитатели и пр.) будут работать на одну ставку и этим довольствоваться без
совмещения. Тогда «свободные» (уже повышенные) ставки будут заниматься вновь приходящими
работниками, что неизбежно повлечет существенный рост бюджетных (социальных)
расходов. Правда, улучшиться качество обслуживания. Но, власть, видимо, более
волнует только экономия бюджета на социальных расходах.
Второй. При
повышении базовых ставок работники так и будут совмещать незанятые должности.
Тогда выйдет полное «безобразие». Средняя зарплата при совмещении вырастет в
1.5 в 2 раза. В нашем случае составит не 11200 рублей, а около 20000 рублей. А
по врачам и до 60 000. Это для нынешней власти – перевыполнение дорожной
карты и рост бюджетных трат почти вдвое.
Думаете, пойдет добровольно на это
власть?
Вот именно по
этому, как я убежден, так незамысловато, наша власть решает социальную проблему повышения зарплат бюджетников, экономя на бюджетных тратах, за счет самих же бюджетников. Желаешь,
работая в здравоохранении, иметь достойную зарплату – работай за двоих. При работе
на одной должности - нищета тебе гарантирована. И ничего, что при этом
объективно страдает качество обслуживания, ничего, что при этом вместо 10
врачей работает 5. Конечно, не приходиться говорить о том, что при этом
увеличивается рабочий день и нагрузка работника. Ничего, по мнению властей, что
при этом подходе штат работников заведомо не будет укомплектован и специалисты
в нужном количестве будут не востребованы.
Конечно, при
подробном рассмотрении описанной ситуации обнаружится множество нюансов и особенностей.
Но суть, думаю общая.
В итоге нынешней
практики повышения зарплат, власть имеет и показательный рост зарплат в
здравоохранении, призванный снизить социальную напряженность, и экономию бюджетных средств, которая
позволяет поддерживать избранный ею бизнес и финансовые элиты в период
бесконечного кризиса капитализма.
Такой подход
ярко раскрывает истинную суть нынешней власти, которая заключается в том, чтобы
за счет бюджета и наших налогов поддерживать бизнес элиты, а не решать насущные
социальные проблемы большинства граждан России.
Однако, борьба за повышение базовых ставок заработной
платы работников бюджетной сферы, и в частности, здравоохранения и
образования, должна продолжаться, ибо это
борьба не только за трудовые и социальные права работников здравоохранения
и иных бюджетников, но и за наше право
на качественные медицинские, образовательные и иные услуги,
за наши социальные права.
Депутат
Ивановской городской Думы депутатского объединения
«Объединенная
коммунистическая партия»
Николай Плотников